Пятый рейс / Юрисдикция  
Пятый рейс
Тонкости дела
Стратегии и перспективы
Маркетинг эксклюзива
Юрисдикция
Ценителям эксклюзива
Гешефт
Карьера Титанов
Клуб Пенни-Сток
Денежные перцы
Сочный эксклюзив
Эпопея "наличных"
Анекдоты

    
      
При знакомстве - декларация о доходах обязательна

Одним из последних, и значимых законных актов Российской Федерации, несомненно, стал Федеральный Закон "О ратификации Конвенции об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности", № 62-ФЗ от 28 мая 2001 года, вступивший в силу со дня официального опубликования, т.е. с 31 мая с.г.

Данная Конвенция входит в число разработанных в рамках Совета Европы международно-правовых документов, регулирующих взаимодействие государств в сфере борьбы с преступностью, коррупцией и отмыванием преступных доходов. В настоящее время в рамках Конвенции сотрудничают 25 государств, включая Великобританию, Францию, ФРГ, Италию, Швейцарию, Кипр и Украину.

Поскольку вышеуказанным Федеральным Законом эта Конвенция была ратифицирована с минимальными оговорками, будет интересно ознакомиться с некоторыми ее положениями.

Большинство юристов называют ее новым этапом современного российского законодательства, так как ее ратификация означает не только готовность Президента и Правительства объявить войну "грязным деньгам". Но некоторые эксперты говорят и о том, что обязательство принять соответствующие законы о внесении в законодательные акты Российской Федерации изменений и дополнений, вытекающих из участия Российской Федерации в Конвенции, на нашей, русской законодательной почве, могут вылиться в антидемократические или же "дырявые" документы.

С чем связан подобный пессимизм? И как данный Закон и сама Конвенция могут отразиться на нашей жизни? Здесь пора обратиться к тексту самой Конвенции.

В статье 1 Конвенции приведены термины, используемые в ней:
а) "доход" - означает любую экономическую выгоду, полученную в результате совершения уголовного правонарушения. Эта выгода может включать любое имущество, определяемое в подпункте b) настоящей статьи;
b) "имущество" - означает имущество любого рода, вещественное или невещественное, движимое или недвижимое, а также юридические акты или документы, дающие право на такое имущество;
c) "орудия" - означают любое имущество, использованное или предназначенное для использования, любым способом, целиком или частично, для совершения уголовного правонарушения или уголовных правонарушений;
d) "конфискация" - означает наказание или меру, назначенную судом в результате разбирательства по уголовному делу или уголовным делам и состоящую в лишении имущества;
e) "основное правонарушение" - означает любое уголовное правонарушение, в результате которого были получены доходы, которые могут стать объектом правонарушения в соответствии со статьей 6 настоящей Конвенции.

"Основное правонарушение", согласно вышеуказанной 6 статье, представляет собой:
а) конверсию или передачу имущества, если известно, что это имущество является доходом, полученным преступным путем, с целью скрыть незаконное происхождение такого имущества или помочь любому лицу, замешанному в совершении основного правонарушения, избежать правовых последствий своих деяний;
b) утаивание или сокрытие действительной природы, происхождения, местонахождения, размещения или движения имущества или прав на него, если известно, что это имущество представляет собой доход, полученный преступным путем;

Причем для квалификации этих двух пунктов в качестве уголовного правонарушения в соответствии с российским законодательством, наша страна обязана принять законодательные и другие необходимые меры. А поскольку, возможная классификация в качестве уголовного правонарушения таких деяний как:
c) приобретение, владение или использование имущества, если в момент его получения было известно, что оно является доходом, добытым преступным путем;
d) участие или соучастие в любом из правонарушений, определенных в настоящей статье, или в покушении на его совершение, а также за помощь, подстрекательство, содействие или консультирование в связи с совершением такого преступления.

Не противоречит российским конституциональным принципам и основным концепциям нашей правовой системы, можно ожидать, что и данные термины найдут отражение в изменениях и дополнениях законодательства.

Оптимистическая нота в оценках юристов строится на том, что данные изменение действительно будут способствовать пресечению противоправной деятельности. Но точка зрения пессимистов относится к "размытости" большинства определений, содержащихся в наших законах. А значит, по их прогнозам, можно ожидать, что к уголовно-правовой ответственности по новому законодательству, можно будет привлечь почти каждого из нас.

Во-первых, формулировка "имущество, которое является доходом, полученным преступным путем". С нашей доказательственной базой под подозрение о принадлежности к такому доходу или имуществу можно отнести, к примеру, любую недвижимость, так как ее цена в большей части несоразмерна не только годовым, но и многолетним доходам российских граждан. Потому что при заработке в 2 или 3 тысячи рублей в месяц, довольно сложно купить домик в деревне, стоимостью даже в 5 тысяч долларов США, не говоря уже о более дорогом жилье.

А значит, при любой неточности или неувязки в законодательстве, к ответственности, а значит, и к соответствующим санкциям, "будут привлечены" все, кто "утаивает или скрывает действительную природу, происхождение, местонахождение, размещение или движение имущества или прав на него", начиная от близких родственников, и заканчивая работодателями. А так же любой, кто принимал участие или соучастие в любом из вышеуказанных правонарушений, или в покушении на его совершение, а также те, кто осуществлял помощь, подстрекательство, содействие или консультирование.

Но для тех, кто занимается бизнесом или коммерцией, наиболее интересным будет являться п.2 ст.4 данной Конвенции, в котором говорится, что: "Каждая Сторона, (в частности Россия) рассматривает вопрос о принятии законодательных и других необходимых мер, позволяющих ей использовать специальные приемы расследования, облегчающие идентификацию и розыск доходов, а также сбор соответствующих доказательств. Эти приемы могут включать постановление о негласном контроле, наблюдение, перехват сообщений по сетям электросвязи, доступ к компьютерным системам и постановления о подготовке определенных документов".

Конечно, такие специальные приемы предполагается вводить только с санкции суда или прокуратуры, но, к сожалению, судебная российская практика знает множество дел, когда права человека, в том числе конфиденциальность сведений о нем или его работе, были нарушены. Пессимизм юристов зарождается именно не том, что данные "приемы" позволят заинтересованным или коррумпированным лицам самим заниматься противоправными действиями.

Естественно, что законопроекты должны, согласно той же Конвенции, разрабатываться с учетом эффективных средств правовой защиты граждан (статья 5). Но все то же несовершенство нашего законодательства служит прекрасной почвой для опасений со стороны, как юристов, так и предпринимателей и всех граждан.

Вышеуказанной Конвенцией подробно регламентируется международное сотрудничество в осуществлении и реализации ее положений, включая помощь в проведении расследования, передачу информации, запросов, в ней же оговорены условия проведения конфискации и т.д.. Здесь следует особо отметить, что согласно статьи 4 Конвенции: "Каждая Сторона, (включая Россию), принимает законодательные и другие необходимые меры, дающие их судам или другим компетентным органам право затребовать или накладывать арест на банковские, финансовые или коммерческие документы в целях выполнения действий, указанных в статьях 2 и 3 (конфискационные меры, меры по расследованию и предварительные меры). Сторона не может отказаться выполнять положения настоящей статьи под предлогом банковской тайны".

Федеральный Закон РФ о ратификации данной Конвенции, дал следующие оговорки. Во-первых, то, что "пункт 2 статьи 14 Конвенции (о конфискации) применяется только при соблюдении конституционных принципов и основных концепций правовой системы Российской Федерации";

Во-вторых, указывает на то, что "вручение судебных документов должно осуществляться через Министерство юстиции Российской Федерации". И в-третьих, назначает центральными органами, в соответствии с п.1 ст.23 данной Конвенции "Министерство юстиции Российской Федерации - по гражданско-правовым вопросам, включая гражданско-правовые аспекты уголовных дел. И Генеральная прокуратура Российской Федерации - по уголовно-правовым вопросам".

Теперь нам остается только ждать новых законопроектов, которые должны быть приняты Российской Федерацией, в соответствии с Конвенцией. И если прогнозы пессимистов подтвердятся, вполне может случиться так, что ни о какой коммерческой тайне, или о неприкосновенности частной жизни, речь уже идти не будет. Если принимаемые законы не будут полностью защищены от "неувязок" или "размытых" формулировок, любая деятельность станет не просто "прозрачной".

При недостаточно четком и полном перечне правонарушений, формулировок и понятий, любая деятельность каждого человека окажется, словно под микроскопом, более того, предоставляя возможность привлечения к ответственности любого лица за "консультирование, передачу или пользование имуществом, а так же в том случае, когда человек должен был предполагать, что имущество является доходом, полученным преступным путем". При том условии, что при желании, подозрение о том что доход или же имущество получено противоправным способом, в нашей стране, может быть применимо к каждому гражданину.

er
  © hautefinance
© design by: directdesign